Новости> Антон Долотин
Как выглядит сейчас российский яхтенный рынок, который все уже привычно делят на два сегмента: лодки «там» и лодки «тут»? Да, российские яхтсмены окончательно разделились на тех, кто держит достаточно большие яхты за рубежом, и тех, у кого маленькие лодки в России. Этот процесс начался еще во время кризиса 2008–2009 годов, когда спрос был огромен. Но какой была ситуация до 2008 года? Многие тогда просто покупали лодку, чтобы она была. За прошедшие 12 лет люди поняли, нужна ли она им в принципе, и если да, то для чего. Экономика стала обеляться, уменьшился объем шальных денег, и, конечно, люди начали ценить то, что они зарабатывают, став практичнее в своих покупках. Это как с гречкой: в момент ажиотажа она внезапно заканчивается, а потом ее без проблем можно найти в любом магазине. Так же когда-то было и с яхтами: все хотели сейчас, в крайнем случае — завтра. Наигрались, и теперь остались настоящие энтузиасты, которым я всю жизнь благодарен. Именно они и вытягивают российский внутренний инфраструктурный рынок.
И в каком он сейчас состоянии? Сложно делать какие-то прогнозы… До сих пор самыми востребованными лодками здесь являются те, что были выпущены в 2008–2009 годах: их и сейчас много на вторичном рынке. Я не хочу сравнивать нас с Кубой, где по-прежнему ездят американские кадиллаки, но в целом, конечно, яхтинг во внутренних водах не в лучшей форме. Да, всегда есть и будут те, кому все это необходимо, но если брать основных игроков на рынке: Princess, Azimut, Sunseeker, Ferretti, — то большую часть их продукции россияне приобретают для эксплуатации на Средиземном море.
Вроде бы там спрос со стороны российских покупателей достаточно неплох… Скажем так, в сегменте 30+ метров россияне входят в число наиболее серьезных покупателей на рынке. Среди российских клиентов много тех, кто владеет яхтами длиной 30–40 и даже 60–70 метров. Это, конечно, радует всех, но не RYC как инфраструктурный объект. Потому что здесь, на внутреннем рынке, все это нас не очень касается. Мне кажется, меры по временному ввозу в Россию лодок под иностранным флагом (они же в первую очередь были нацелены именно на россиян), к сожалению, были приняты очень поздно. Полноценно все это заработало в прошлом году, а в идеале этот закон стоило принять еще лет десять назад. Тогда за это время мы, как минимум, наработали бы какой-то «обмен» лодок между Европой и российским рынком.
Конечно, это вопрос перспектив, но если говорить о небольших лодках, может быть, ситуацию в России смогут спасти отечественные производители? Их сейчас на рынке все больше, многие неплохо развиваются… Думаю, да, смогут. И это правильно. Чем плотнее заполнены недорогие марины, тем лучше обстановка в маринах дорогих: это «сообщающиеся сосуды». Сейчас, конечно, дико видеть лодку за миллион евро, стоящую у причала яхт-клуба, который весь стоит 10 миллионов рублей. В этом чувствуется определенный диссонанс. Но как только малый флот, то есть совсем малый — 5–6 метров — станет массовым, это будет уже совсем неплохо.
Royal Yacht Club готов к таким изменениям флота, к тому, что у причалов будут стоять не 30–40-метровые яхты, а много маленьких катеров, в том числе недорогих отечественных? Мы к такому повороту событий готовы давно и все для этого сделали. У нас уже сегодня много маленьких лодок, и с точки зрения стоимости стоянки мы очень конкурентоспособны в этой нише.
Но в этой нише непосредственно в Москве, по сути, никого больше и нет. Большинство яхт-клубов в Подмосковье, куда еще добираться… Ну да, я считаю, что это один из самых правильных путей — привлекать жителей столицы удобством и хорошей ценой. Здесь мы готовы конкурировать со всем остальным рынком.
В Royal Yacht Club инфраструктура давно сложилась и функционирует как часы. Нужно ли придумывать что-то новое, или лучше действовать по принципу «работает — не трогай»? Обязательно нужно что-то придумывать. Рынок… «услуг у воды» (назовем это так) поменялся — он должен быть более «эвентным». Нужны мероприятия, события, рестораны. Конечно, мы будем делать что-то еще на воде — пока не знаю, в этом году или уже в следующем. Сейчас думаем, как это реализовать, чтобы не мешать нашим постоянным клиентам: это основная задача.